Глобальное нарушение природного закона иерархии, которое никто не видит.
«Старший должен подавать пример младшим». Вроде все правильно. Это же прямая трансляция закона иерархии. Младшие действительно перенимают все у старших. И старшим действительно важно отслеживать свои поступки, поведение, чтобы младшие плохого не нахватались.
А давайте посмотрим, что происходит с этим правилом в головах детей и во что это вырастает. Как только у ребенка появляется кто-то младший, им начинают манипулировать: «Ты же старший, будь примером, он же у тебя всему учится».
Это не обязательно младший брат или сестра, младшие могут быть двоюродные или троюродные на детской площадке, в детсаду. Обычно ребенку начинают рассказывать историю про «ты же старший», как только взрослые видят, что он начинает более-менее осознанно рассуждать, когда ребенку всего 3-5 лет.
И тут происходит первая нестыковка. Ребенок в это время чаще всего не может осознавать себя старшим. Причина очень простая — он просто еще не может себя толком осознать. Он изучает мир, он пробует ему подражать, он пробует разобраться в иерархии окружающих.
Он уже видит, что такое «старший» — это тот, кто намного больше и намного сильнее. Это тот, кто указывает другим, что делать, как делать, а эти другие, младшие, делают что сказали. У ребенка нет никого, кто был бы намного меньше, слабее, да еще и слушался его.
Объяснять ребенку его «старшесть» можно как угодно. Вполне возможно, что он поймет и согласится с вашими доводами. Но чувствовать старшим он себя не начнет от этого. Потому что его эмоциональный опыт будет говорить: «Нет никого , кто намного младше, слабее и меня слушается».
Ребенок начинает «нащупывать» себя только в 14-16 лет или даже позже, когда начинает отделяться от родительской семьи и искать свое место в мире. Только на этом этапе он уже может начать себя по-настоящему чувствовать старшим. Он уже вполне может найти способ управлять 5-7-летними детьми.
Вернемся к нашему утверждению о примере для младших. Мы уже выяснили, что ребенок в 5, 7 и даже 10 лет не может полноценно чувствовать себя старшим. А взрослые продолжают утверждать, что «старший должен быть примером для младших». А старшие у ребенка пока только снаружи. И подсознание соединяет настойчивое утверждение с внутренним понятием «старших».
Получается, что ребенок прикрепляет требование: «должен быть примером для младших», — к тем, кто старше него. Тут еще нет нарушения. Да, не получилось вживить ребенку чуждую ему ответственность. И остаточное утверждение говорит, что старшие — это пример для младших.
Вроде все в рамках закона иерархии. Если бы не одно «но» — слово «должен» в этом утверждении. «Старший должен … младшим». Младший – это я. Значит, старший мне должен. Не вообще должен, не кому-то должен, а именно мне должен. А раз должен, значит можно требовать. Значит имею право требовать от старшего образцового поведения.
Вот мы и у пропасти. Старшие встроили в ребенка убеждение: «Старший должен быть примером для младших». То есть это правило, спущенное свыше, а значит оно имеет полноценную силу и законность (в рамках законов природной иерархии, не путайте с юриспруденцией). Из-за особенностей детской психики это правило сохранилось в подсознании ребенка как: «Старший мне должен быть примером».
И у ребенка появляется не только право требовать у старших быть правильными, образцовыми и идеальными. У него появляется потребность требовать это. Он начинает опираться на это как на закон. И начинает требовать. А если старший где-то в чем-то нарушил правила или был не достаточно примерным — это дает право младшему нарушать правила. Старший ведь пример показал.
Мы вырастаем с этой установкой и передаем ее детям, сами не понимая, что им передаем.
Давайте проверим. Когда вы слушаете лекцию или проходите тренинг, бывает у вас такое, что вам хочется что-то подправить у ведущего? Манеру подачи, скорость, убрать-слова паразиты, одежду другую одеть, прическу поменять… Было?
А вы как слушатель находитесь в младшей позиции и по закону иерархии у вас нет права что-то исправлять. Вы можете слушать лектора или не слушать, можете потребовать возврат денег, если вам что-то не подошло. Но не исправлять. Поправлять преподавателя имеет право только старший, то есть его преподаватель.
Еще одна проверка. Как часто вы бываете недовольны работой правительства, какого-нибудь чиновника, муниципальных служб, бесплатной поликлиники? Да-да, они вполне могут работать «не очень». И у вас внутри вполне может рождаться справедливый гнев. Это же «они» (=государственная система) встроили вам утверждение, что «старший должен быть примером для младших». То есть «они» дали вам право требовать «долг». А если они халтурят, то с вас-то что взять. «Я же маленький».
Думаю, не обязательно быть провидцем, чтобы догадаться, что практически все население бывшего СССР живет с такой программой, то есть с жестким нарушением закона иерархии.
К чему это ведет? Тут все просто. Жизненная энергия движется от старших поколений к младшим. Когда младшие начинают требовать у старших — энергия начинает двигаться вспять. И следующее поколение получает жизненных сил намного меньше, чем должно было бы.
Система теряет возможность расти, потому что энергия в новые младшие поколения практически не доходит. А из-за неправильного движения энергии начинаются сильные внутренние конфликты.
Это проявляется на уровне семьи: посмотрите на количество проблем с зачатием, со здоровьем детей, на количество разводов и случаев семейного насилия. Это проявляется на уровне стран: внутренние «революции» и конфликты между бывшими союзными республиками, катастрофическая непредсказуемость в экономике.
Теперь вы видите эту «черную дыру». Ее можно закрыть, восстанавливая внутренние опоры закона иерархии.