Черная дыра советской этики

Черная дыра советской этики

Черная дыра советской этики

Глобальное нарушение природного закона иерархии, которое никто не видит.

«Старший должен подавать пример младшим». Вроде все правильно. Это же прямая трансляция закона иерархии. Младшие действительно перенимают все у старших. И старшим действительно важно отслеживать свои поступки, поведение, чтобы младшие плохого не нахватались.

А давайте посмотрим, что происходит с этим правилом в головах детей и во что это вырастает. Как только у ребенка появляется кто-то младший, им начинают манипулировать: «Ты же старший, будь примером, он же у тебя всему учится».

Это не обязательно младший брат или сестра, младшие могут быть двоюродные или троюродные на детской площадке, в детсаду. Обычно ребенку начинают рассказывать историю про «ты же старший», как только взрослые видят, что он начинает более-менее осознанно рассуждать, когда ребенку всего 3-5 лет.

И тут происходит первая нестыковка. Ребенок в это время чаще всего не может осознавать себя старшим. Причина очень простая — он просто еще не может себя толком осознать. Он изучает мир, он пробует ему подражать, он пробует разобраться в иерархии окружающих.

Он уже видит, что такое «старший» — это тот, кто намного больше и намного сильнее. Это тот, кто указывает другим, что делать, как делать, а эти другие, младшие, делают что сказали. У ребенка нет никого, кто был бы намного меньше, слабее, да еще и слушался его.

Объяснять ребенку его «старшесть» можно как угодно. Вполне возможно, что он поймет и согласится с вашими доводами. Но чувствовать старшим он себя не начнет от этого. Потому что его эмоциональный опыт будет говорить: «Нет никого , кто намного младше, слабее и меня слушается».

Ребенок начинает «нащупывать» себя только в 14-16 лет или даже позже, когда начинает отделяться от родительской семьи и искать свое место в мире. Только на этом этапе он уже может начать себя по-настоящему чувствовать старшим. Он уже вполне может найти способ управлять 5-7-летними детьми.

Вернемся к нашему утверждению о примере для младших. Мы уже выяснили, что ребенок в 5, 7 и даже 10 лет не может полноценно чувствовать себя старшим. А взрослые продолжают утверждать, что «старший должен быть примером для младших». А старшие у ребенка пока только снаружи. И подсознание соединяет настойчивое утверждение с внутренним понятием «старших».

Получается, что ребенок прикрепляет требование: «должен быть примером для младших», — к тем, кто старше него. Тут еще нет нарушения. Да, не получилось вживить ребенку чуждую ему ответственность. И остаточное утверждение говорит, что старшие — это пример для младших.

Вроде все в рамках закона иерархии. Если бы не одно «но» — слово «должен» в этом утверждении. «Старший должен … младшим». Младший – это я. Значит, старший мне должен. Не вообще должен, не кому-то должен, а именно мне должен. А раз должен, значит можно требовать. Значит имею право требовать от старшего образцового поведения.

Вот мы и у пропасти. Старшие встроили в ребенка убеждение: «Старший должен быть примером для младших». То есть это правило, спущенное свыше, а значит оно имеет полноценную силу и законность (в рамках законов природной иерархии, не путайте с юриспруденцией). Из-за особенностей детской психики это правило сохранилось в подсознании ребенка как: «Старший мне должен быть примером».

И у ребенка появляется не только право требовать у старших быть правильными, образцовыми и идеальными. У него появляется потребность требовать это. Он начинает опираться на это как на закон. И начинает требовать. А если старший где-то в чем-то нарушил правила или был не достаточно примерным — это дает право младшему нарушать правила. Старший ведь пример показал.

Мы вырастаем с этой установкой и передаем ее детям, сами не понимая, что им передаем.

Давайте проверим. Когда вы слушаете лекцию или проходите тренинг, бывает у вас такое, что вам хочется что-то подправить у ведущего? Манеру подачи, скорость, убрать-слова паразиты, одежду другую одеть, прическу поменять… Было?

А вы как слушатель находитесь в младшей позиции и по закону иерархии у вас нет права что-то исправлять. Вы можете слушать лектора или не слушать, можете потребовать возврат денег, если вам что-то не подошло. Но не исправлять. Поправлять преподавателя имеет право только старший, то есть его преподаватель.

Еще одна проверка. Как часто вы бываете недовольны работой правительства, какого-нибудь чиновника, муниципальных служб, бесплатной поликлиники? Да-да, они вполне могут работать «не очень». И у вас внутри вполне может рождаться справедливый гнев. Это же «они» (=государственная система) встроили вам утверждение, что «старший должен быть примером для младших». То есть «они» дали вам право требовать «долг». А если они халтурят, то с вас-то что взять. «Я же маленький».

Думаю, не обязательно быть провидцем, чтобы догадаться, что практически все население бывшего СССР живет с такой программой, то есть с жестким нарушением закона иерархии.

К чему это ведет? Тут все просто. Жизненная энергия движется от старших поколений к младшим. Когда младшие начинают требовать у старших — энергия начинает двигаться вспять. И следующее поколение получает жизненных сил намного меньше, чем должно было бы.

Система теряет возможность расти, потому что энергия в новые младшие поколения практически не доходит. А из-за неправильного движения энергии начинаются сильные внутренние конфликты.

Это проявляется на уровне семьи: посмотрите на количество проблем с зачатием, со здоровьем детей, на количество разводов и случаев семейного насилия. Это проявляется на уровне стран: внутренние «революции» и конфликты между бывшими союзными республиками, катастрофическая непредсказуемость в экономике.

Теперь вы видите эту «черную дыру». Ее можно закрыть, восстанавливая внутренние опоры закона иерархии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *