Хочу найти духовного наставника. Часть 1

Хочу найти духовного наставника. Часть 1

«Когда будет готов ученик, найдется и учитель».

Я вроде уже давно готов, а этого самого учителя все нет и нет. И закрадываются сомнения: «То ли с этой идеей что-то не так, то ли учитель меня плохо ищет, то ли со мной все плохо и я вообще не туда иду».

Давайте попробуем разобраться, в чем же проблема.

Идею, что учитель обязательно найдется, мы отбросить не можем. Потому что тогда пропадает надежда. Совсем. Я остаюсь один-на-один с этим огромным миром и никто мне не поможет найти мой путь. Да и учителя есть — я же видел, вон они учат, лекции читают, ученики у них есть. Значит, надежду оставляем, учитель все-таки должен найтись.

Вторая версия — учитель плохо меня ищет — тоже отпадает. Потому что во всех лекциях и во всех книгах учителей идеализируют и учат абсолютному почтению. А раз учитель идеальный, значит он не может ошибаться и делать что-то плохо. То есть, если он меня возьмется искать, то сразу же найдет.

Получается, что вся проблема во мне. И у меня точно есть для этого подтверждения: нет уверенности, что я на правильном пути, не могу окончательно выбрать религию, нет уверенности в себе, делаю мало, боюсь осуждения, даже близкие меня не всегда понимают, не получается соединить материальное и духовное.

И выхода из этой ситуации не видно, потому что проблем внутри так много, что без наставлений учителя просто не понятно с чего вообще начинать. А он не может появится, потому что я еще недостоин. Замкнутый круг. Если продолжать эту логику, то можно вообще прийти к выводу, что «Бог бросил меня».

Признайтесь, вы попадались в эту логическую ловушку? Я признаюсь — попадался.  

Давайте теперь разберем ошибки в этой логике, чтобы определить, как же, все-таки, найти своего духовного наставника. Для этого нужно посмотреть на ситуацию целиком, отбросив категоричность. Потому что духовность — это, в первую очередь, соединенность. И в ней нет места категоричности. Точнее есть, но очень узкое, поэтому категоричность пока просто откладываем в сторону.

Во-первых, учитель сам не найдется. Я читал истории жизни святых, где учитель сам приходил к ученику. Так было со Свами Рамой, его учитель пришел и забрал в ученики, когда он был еще мальчиком. Свами Вишнудевананда вообще хотел сбежать от своего учителя, но тот сам подошел к нему и поклонился.

Но давайте посмотрим правде в глаза — большинство людей, в том числе и те, кто уже добился высокого духовного уровня, приложили много усилий, чтобы найти своего учителя. Хватит ждать «манны небесной» и втайне надеяться на свою исключительность, все-таки придется потрудится. Если разобраться, что именно нужно делать, то окажется, что труд этот не такой уж и сложный, да еще и радость приносит. Но об этом позже.

Вторая ошибка — идеализация абстрактного учителя. Помните эту историю про мужчину, который искал себе идеальную женщину? Он даже нашел 5 таких, но все они искали идеального мужчину. Если вы собираетесь найти идеального учителя, то вам придется быть идеальным учеником. Именно быть, а не стараться. Мы уже разобрались, что это не так, потому что сомнения в себе, сомнения в пути, лень, страхи, непонимание…

Мне кажется, проще стать хорошим учеником и найти хорошего учителя. Согласны? А когда получится стать идеальным учеником, то может и идеальный учитель появится. Или этот окажется идеальным.

Для начала стоит понять, что учитель, которого я ищу — это обычный человек, который живет в этом мире, одевается в человеческую одежду, говорит на человеческом языке, общается с другими обычными людьми, у него есть свои человеческие эмоции, вкусы, предпочтения, может быть даже пристрастия и увлечения.

Помню одну историю о просветленном учителе, который пришел в этот мир со страстью к еде. Он читал гениальные лекции, на его сатсангах люди даже иногда получали освобождение. Но когда он слышал запах еды, которую готовила его жена — он тут же менялся в лице, забывал обо всем и должен был съесть хотя бы один кусочек, чтобы успокоится. Он мог прямо посреди беседы с учениками вскочить и побежать на кухню, если оттуда вкусно запахло. Жена как-то не выдержала и стала умолять его сдерживаться, чтобы не позориться перед людьми. На что он ей сказал, что страсть к еде — это единственное, что его держит в этом мире. Как только еда перестанет его манить — через три дня он покинет этот мир. Так и случилось. Однажды жена приготовила еду, а он не прибежал на кухню. Она позвала его кушать, а он сказал, что не голоден. Она умоляла его хотя бы попробовать, но он так и не захотел. А через три дня он ушел.

Помните, что если учителя ничего не держит в этом мире, то ему незачем оставаться. Именно поэтому вы никогда не сможете встретить идеального учителя. Идеальные учителя в этом мире не могут удержаться. Чаще всего именно привязанность и любовь к ученикам удерживают здесь учителей.

И я специально пишу слово «учитель» с маленькой буквы, чтобы помочь вам развенчать идеализацию. Чтобы вы переключились с поиска идеала на поиск нормального человека, подсказки и наставления которого помогут вам духовно развиваться, который вас реально будет учить, вдохновлять, поддерживать.

В первой части мы разобрали основные ошибки в поиске духовного наставника. В следующей части попробуем понять, как учителя выбирают себе учеников.

1 комментарий

Submit a comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *