Как аскезы убивают духовность

Как аскезы убивают духовность

Если сейчас меня не убьют последователи разных конфессий, то вы узнаете суровую правду. Хотя они обычно не убивают, а предают анафеме, а это не настоящая молитва, так что бояться нечего.

Вас ведь тоже убедили, что аскезы — это главный инструмент духовного роста, и если вы не достаточно много издеваетесь над собой, то никаких высших благословений и, уж тем более, духовных просветлений вам не дождаться?

Вообще-то это правда. Но есть нюансы. И эти нюансы искалечили миллионы судеб. Если почитать священные писания, древние легенды, то буквально в каждой истории рассказывается, как через суровые аскезы кто-то получил невероятные способности или даже Сам Бог явился к нему. А если посмотреть на реальных людей, которые стараются держать похожие суровые аскезы, то чаще всего встречаются сломанные жизни. Люди разводятся, дети лишаются родителей, семьи живут впроголодь, хотя при этом все улыбаются и изображают вселенскую любовь.

Аскетический эксперимент

Первая большая ошибка — считать аскезу простым издевательством над собой. «Чем сильнее я себя принуждаю, тем лучше!», «Чем труднее мне будет, тем больше духовности», «Надо пересилить себя, чтобы стать лучше». Знакомые лозунги?

Давайте возьмем пример реального духовного подвига и попробуем его повторить. Или хотя-бы представим, что может получиться.

Иисус Христос пережил невероятные мучения и умер от истощения на кресте, чтобы искупить грехи человечества. Не важно, кем вы его воспринимаете — Богом, Сыном Божьим, аватаром Всевышнего — в тот момент он был в физическом теле и переживал эти страшные мучения по полной. И переживал их с четкой целью. Он мог избежать этой пытки, но не стал. Он переживал ее ради людей, ради избавления их от страданий.

Давайте попробуем сделать похожий подвиг в упрощенном варианте. Вы ведь любите всех, как завещал Иисус? Или вы за безусловную любовь ко всем живым существам. Формулировка не важна. Согласитесь, что любить всех — это обязательная часть духовного прогресса.

Ради этой самой любви возьмите гвоздь, молоток и вбейте гвоздь себе в ногу. Так, чтобы насквозь. Или хотя бы представьте, как вы это делаете.

И теперь с гвоздем в ноге и ОЧЕНЬ СИЛЬНОЙ болью давайте посчитаем, что у нас получилось. Чьи грехи вы только что искупили? Пусть не в масштабах человечества, грехов хотя бы одного человека это касается? Похоже, что нет. Это просто гвоздь и просто БОЛЬ.

Второй вопрос: у вас добавилось любви? Хотя бы к кому то? Тоже вряд ли.

Тут можно возразить — Иисуса ведь злые люди распяли, а мы тут сами себе гвоздь вбиваем. Хорошо, попросите злого человека вбить вам гвоздь в ногу. Добавится любви?

Издевательство над собой — это не аскеза. Частью аскезы может быть самоистязание. Но без добавления второй (и главной) части самоистязание остается простой пыткой над собой, которая растит ненависть и звезду во лбу.

Аскеза, которая должна вести к любви

Главная составляющая аскезы, которая превращает трудности в лекарство, обычно ускользает от нашего внимания. Так устроено наше сознание — мы всегда обращаем внимание на самое большое, яркое и понятное. А непонятные мелочи можно пропустить.

Когда мы читаем историю духовного подвига, нам очень легко сопереживать трудности, которые пришлось герою пережить. Стоять сто лет неподвижно на одной ноге. Делать один вдох в день. Смиренно висеть на кресте с израненным телом. Мы сразу же представляем, как это трудно.

Но суть аскезы не в трудностях, а в цели, к которой она ведет. А точнее — в концентрации на цели. И трудности — это тренировка концентрации.

Давайте представим женщину, которая взяла аскезу читать несколько кругов мантры каждый день, чтобы развивать безусловную любовь. И при этом она не может почувствовать любви к своему мужу, потому что он не соответствует ее новым требованиям: не вздыхает вместе с ней о безусловной любви.

Посмотрим, что будет происходить. Любовь к самому близкому человеку наша героиня уже не может почувствовать. Что-то мешает. Если она не может любить самого близкого человека, то и тренировать, получается нечего.

Теоретическая любовь к миллиарду китайцев — это совсем не любовь. Это эмоция по отношению к образу в моей голове. Любить — это, в первую очередь, глагол. Если она не может почувствовать любви к мужу, значит она очень давно не пытается сделать ничего, что будет ему приятно.

Любить или не любить своего мужа — это личное дело жены. Вернемся к нашей аскезе. Мы выяснили, что любовь она не чувствует, значит и развивать с помощью аскезы ее не получится. Но мантры она читает усердно, значит что-то обязательно развивается.

В первую очередь — приятное эмоционирование по поводу выдуманных образов. Эти эмоции очень похожи на любовь. Как фотография похожа на человека. Но ни у кого ведь не возникает идеи, что фотография — это человек. А по поводу этих эмоций возникает. Назовем этот цветок самоистязания «Фото-любовь».

Второй заметный цветок — подавленная агрессия. Для соблюдения ненастоящей аскезы приходится все время себя заставлять. Причем заставлять ради развития ненастоящих эмоций. Подсознание-то всегда знает, что они не настоящие, это только логику можно переубедить сомнительными доводами. То есть я тружусь-тружусь, а любви как не было, так и нет. Раздражение нарастает. Но его ведь нельзя чувствовать, потому что должна быть любовь. Поэтому раздражение нужно заталкивать поглубже и стараться чувствовать хотя-бы «фото-любовь».

Но муж периодически разрушает так бережно выстраиваемую иллюзию вселенской любви — на ее елейные речи берет и раздражается. Просто чувствует, что это ненастоящее. И тогда ее подавленная агрессия перестает быть подавленной. В конце концов муж становится неугодным, потому что мешает «духовному прогрессу», а сам ведет вообще демонический образ жизни и неуклонно деградирует.

Третий цветок псевдоаскезы — претензия. Наша героиня уже третий год каждый день повторяет привычный набор звуков. Она уже даже смирилась со своей агрессией и перестала ее подавлять. Теперь это просто называется праведный гнев на всех этих «ракшасов», их ведь даже людьми не назовешь, в таком невежестве они живут. Но растет неудовлетворенность, потому что «фото-любовь» перестала радовать. Даже ее приходится изображать по привычке.

Из неудовлетворенности распускается претензия к миру: «Я тут ради вас 3 года уже изо дня в день аскезу держу, где же мои заслуженные призы и почести?» И самая главная претензия: «ГДЕ МОЯ ЛЮБОВЬ, ради которой я все это делала?»

То есть человек ради какой-то идеи издевается над собой. Потом начинает издеваться над окружающими. Потом осуждает и даже унижает их. А потом начинает требовать от них любви. Именно так умирает духовность.

Как не убить свою духовность

Самый простой совет — не ввязывайтесь вы в эти сомнительные аскезы. Если вы чувствуете потребность читать мантру, просто читайте ее. Если хотите помочь кому-то, кому трудно — просто помогайте.

Каждый раз, когда вы насилуете себя с идеей, что так вы станете ближе к Богу, вы делаете шаг от Него. Из насилия рождается только насилие. Он ведь не просил вас этого делать. Вот когда попросит лично — тогда это будет ваш духовный путь.

Пока Он лично к вам не пришел и не дал инструкцию, можно выполнять Его инструкцию для всех — любить. То есть делать для своих близких то, что им приятно. А потом и не только для близких.

А если сомневаетесь в правильности своего духовного пути — приходите ко мне в Мастер-группу духовного развития. Принять участие: https://nikiforovy.ru/master-group-of-spiritual-development

В мастер-группе я помогу разобраться и подскажу, как искать свой духовный путь, как найти своего духовного наставника, как развивать свою духовность и стать по-настоящему счастливыми.

7 комментариев

Submit a comment
  1. Сергей, спасибо) Вот я и заметила, как некоторые действия надуманные или навязанные отвалились сами по себе, а остается то, в чем есть потребность, она идет изнутри.

  2. Спасибо, огромное спасибо за статью. Феерично! Как раз вовремя! Загадала желания, и чтобы уж наверняка исполнились, стала делать аскезы . Очень нужная статья. Благодарю Сергей Викторович!

  3. Благодарю,Вас ,Сергей Викторович,за пояснения.А то вечно себя ругаю ,,вот какая я плохая° молитвы не вычитываю,каждый день.А молюсь только тогда,когда есть желание и крик души.

  4. Благодарю вас все раставили внутри, пришло осознание,я та самая женщина которая заталкивает агрессию ради фото любви ,а муж меня вечно вскрывает и говорит «не настоящая.»а я только и думаю что под бесами он я же такая праведная!благодарю ,несколько раз приходили похожие мысли может это не то и радости нет от этого но все равно идешь по этому пути потому что привычно и потому что думаешь что там сверху по другому не принимают ,только с такими правилами как везде прописанно. Спасибо что дали возможность открыть глаза

  5. Благодарю за статью! Мне очень нравится, как вы рассказываете о сложных вещах понятным языком. Я сама православная, встречала много примеров посещая храм, когда батюшка или работники церквей, прихожане осуждали людей, пришедших в церковь, но сделавших что-то не так по незнанию. Сама получала подобные замечания, было очень неприятно. Всегда считала, что не важно как и где человек молится, главное, что от души, но большинство знакомых верующих не совсем разделяют мою точку зрения. Иду к вам на мастер-класс.

  6. Спасибо за статью!!! Мне очень отозвалось!!! Особенно про женские аскезы))) Вот прям в точкку бъете, Сергей Викорович!!! Благодарю!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *